Начиная с 2010 года, правозащитная организация ведет мониторинг мирных собраний, так что вполне может представить динамику происходящего.
- В 2017 году было всего 36 митингов, в 2010, когда мы начинали, их было гораздо больше – 64. И при этом я, как очевидец, могу сказать – это был спад,- представляет результаты двухлетней работы Бюро автор методики сбора информации и отчета за 2017 год руководитель информационно-мониторингового центра Бюро Сергей Дуванов. По результатам проведенного анализа видно, что с 2012 по 2016 годы до 60% всех собраний проводила политическая оппозиция. При этом С.Дуванов подчеркивает, что «за всю историю наших митингов я не помню ни одного случая, чтобы кто-то где-то разбил хоть одну витрину или перевернул машину или разбил кому-то нос». Однако на редкость мирный характер казахстанских акция наталкивается на яростное противодействие властей, особенно когда характер акций несет политический или чувствительно-социальный характер. В этом случае в ход пускается полный набор: от запретов, до разгонов, арестов и судов. Так что динамика падения количества мирных собраний налицо. В качественном отношении то же самое.
- Сейчас, как правило, либо одиночные митинги людей (36% в 2017 году – ред.), решающих свои вопросы: просто человека прижали, и он выходит протестовать в надежде, что власти отреагируют и как-то решает его вопрос. Либо это какие-то корпоративные интересы, например, людям не платят зарплату или где-то перекрыли дорогу, потому что на ней сбивают детей, - делится выводами спикер. Причем, со спадом политической и экономической тематики акций растет их социальная направленность.
Однако что остается неизменным – это законопослушность граждан при проведении мирных собраний. Все эти годы большинство собраний, несмотря на возможность санкций, проводятся несанкционированно.
- В 2010 году таких было 84% и в 2017 – 84%, - приводит цифры Дуванов (между ними примерно такое же количество с небольшим плюсом или минусом в ту или иную сторону). – Люди, по сути дела, игнорируют этот закон (о порядке организации и проведении мирных собраний – ред.). Из этого числа «принципиально не желают подчиняться недемократическому закону» от 20 до 40% в зависимости от года.
Еще один момент, отраженный в отчетах – «рост непредсказуемости митинговой активности».
- Если раньше власти знали, что ждать от оппозиции, даже если они проводили несанкционированные митинги, или от общественных организаций. То сегодня растет процесс спонтанных акций. Просто люди возмутились и вышли на улицу. О каком разрешении тут можно говорить? Стихия все больше в этой сфере заправляет делами и это очень опасно, - предупреждает правозащитник.
Вместе с тем он уверен, что мирные собрания с достаточным количеством людей - даже пять тысяч - вынуждают власти идти на диалог и приводят к победам. Как это было в 2016 году в связи с чередой «земельных протестов». «Так устроен мир, что сила любит силу. Власть - это сила, но она уважает силу», - подчеркивает Сергей Дуванов.
Еще одну тенденцию обозначил автор отчета за 2016 год – сотрудник Бюро по правам человека Андрей Гришин:
- Митинги не только становятся спонтанными, они меняют свою форму. Если раньше это были митинги, пикеты, шествия, то сейчас в тренде другие, «инновационные» методы: перекрыть трассы, забраться на башенный кран, провести хэппенинг – акцию, сопряженную с искусством.
- Но кроме того 2016 год отразился всплеском публичных суицидов – это около десятка самосожжений, других форм. Это тоже акция протеста: люди видят, что они не могут решить что-то по закону или они знают, что им не позволят провести мирное собрание, им ничего не остается, как прибегнуть к радикальному шагу, - дополняет он. – Это очень тревожное наблюдение. В 2017 году такого не было, но это не говорит, что такого не будет. Это все находится внутри граждан и когда-нибудь может вырваться.
Казахстанцы до сих пор вынуждены руководствоваться нормами закона «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» 1995 года, не соответствующего ни Международному пакту о гражданских и политических правах, ни веянию времени. Более того, исполнительные органы власти руководствуются «рекомендациями» местных акиматов, определивших в каждом населенном пункте специфическое место для отправления «гражданских нужд», которые воспринимаются ими как обязательное требование. С призывом к властям РК пересмотреть Закон о мирных собраниях неоднократно обращались различные местные и международные правозащитные организации и правозащитные органы ООН.
Скачать доклад за 2016 год можно ЗДЕСЬ.
Скачать доклад за 2017 год можно ЗДЕСЬ.